карта сайта
О кафедре Обучение Лечение Наши доктора Интернатура/Ординатура Новости Статьи Дипломы/Сертификаты Контакты
Моники » Статьи »

Профилактика кариеса зубов у детей (Л. А. Мамедова)

В отечественной стоматологии формирование концепции развития кариеса вплоть до 90-х годов XX ве­ка происходило не в русле мировой стоматологии. И большинство  сове­тских ученых на протяжении 70 лет не придерживалось, в отличие от за­падных ученых мнения о том, что кариес развивается под воздействием микроорганизмов полости рта и ор­ганических кислот. Они утверждали, что чистка зубов щеткой и пастой не может предупредить развитие карие­са. Такие взгляды советских ученых затрудняли разработку конкретных рекомендаций по профилактике и лечению кариеса зубов.

За рубежом химико-паразитарная теория В.Д. Миллера (1890) в силу своего убедительного научного обоснования вскоре получила все­мирное признание ученых и широ­кое распространение среди врачей, оказав позитивное влияние на целе­направленный поиск наиболее эф­фективных средств  профилактики и лечения кариеса зубов.

    Наиболее убедительно роль мик­рофлоры в развитии кариеса показа­ли опыты, проведенные американс­ким ученым Р.1 Ог1апс1 (1954). Он доказал, что кариес является, в первую очередь, результатом воздей­ствия на ткани зуба бактерий 81гер1ососси§ пш1аш. Однако, нес­мотря на кариосогенность   пищи, он отметил, что при отсутствии микро­организмов кариес не развивается.

Согласно современным взглядам, в развитии кариеса основная роль отводится: 1) 81гер1ососси§ тшап, в связи с их особенностью продуциро­вать кислоту и 2) лактобациллам, ко­личество которых увеличивается при употреблении углеводов.

Известные отечественные и зару­бежные ученые (В.К. Леонтьев, 1994, Р .Кеуез, 1969 и другие), выде­ляют 3 основных фактора, способ­ствующих возникновению кариеса: кариесвосприимчивая поверхность эмали, наличие бактерий и углево­дов.

В настоящее время  перспективы  расширения масштабов профилакти­ки стоматологических заболеваний в нашей стране представляются обна­деживающими. Разработана специ­альная программа по профилактике, предусматривающая санитарное просвещение, обучение родителей правильному гигиеническому уходу за полостью рта.

Важно отметить, что в мире, пе­ред назначением средств  профилак­тики для пациентов проводится микробиологическое исследование слюны. С этой целью используются диагностические тесты. И при выяв­лении у пациентов в большом коли­честве лактобацилл   назначаются специальные пасты, содержащие хлоргексидин в виде геля или реко­мендуют полоскать полость рта 0,3 % раствором хлоргекседина.

Для профилактики апроксимального кариеса зубов и пришеечной области врачи-стоматологи исполь­зуют фтористые лаки, которые нано­сятся кисточкой на пришеечную об­ласть зубов до 1/3 высоты коронки зуба   и в межзубные промежутки (жевательная поверхность не покрывается).

Однако следует отметить, что по­ка родители не пересмотрят свои взгляды на кормление и режим дня ребенка, добиться каких-либо поло­жительных результатов по сохране­нию зубов у нас в России не предс­тавляется возможным. Родители с детства должны формировать у ре­бенка основы правильного питания и учитывать такие кариесогенные фак­торы, как находящиеся в полости рта микроорганизмы, характер пита­ния и, в первую очередь, потребле­ние пищи, содержащей углеводы.

Известно, что потребление в больших количествах легко фермен­тируемых углеводов, особенно саха­ра, приводит к развитию микробной флоры в полости рта. Такие продук­ты, как изюм, печенье и даже белый хлеб сохраняются во рту после еды в количестве, достаточном для выра­ботки бактериями кислоты.

Злоупотребление сладких гази­рованных напитков, соков, которые казалось бы не должны задерживать­ся в полости рта, в действительности приводят к снижению уровня рН на столь же длительное время, как и употребление многих твердых про­дуктов, которые также приводят к образованию зубного налета. Однако профилактика кариеса пу­тем снижения потребления богатой углеводами пищи не может считать­ся эффективной, так как полностью исключить из рациона углеводы так­же невозможно, как и удалить мик­роорганизмы из полости рта. Поэто­му родители не должны лишать ре­бенка этих видов пищи или напит­ков. Ребенок может употреблять их, если он после этого может почис­тить зубы или прополоскать рот. Для напитков можно использовать тру­бочку, она будет ограничивать вре­мя, в течение которого напиток бу­дет находится в соприкосновении с зубами.

Следует отметить, что родители должны с раннего детства выработать у своего ребенка привычку ухо­да за зубами еще до того, как про­режутся у него первые зубы.    С этой целью они должны   протирать десны ребенка сразу после еды влажной мягкой салфеткой или мар­лей намотанной на палец и смочен­ной водой. После прорезывания нескольких временных зубов, мож­но начинать   чистить зубы зубной щеткой без пасты. Данная процедура поможет выработать в дальнейшем у ребенка привычку чистить зубы каждый день.

Важно подчеркнуть, что детская зубная щетка должна быть с ма­ленькой головкой (18-25 мм) и ши­риной 7-8 мм, с   закругленным кон­цом и мягкими нейлоновыми ще­тинками. Наиболее удачной считает­ся зубная щетка для детей, которая отвечает необходимым требованиям к детской щетки.

После прорезывания всех времен­ных зубов (2-2,5 года), родители должны чистить зубы ребенку с фторированной детской зубной пас­той. Для детей выпускают пасты с более низким содержанием соеди­нений фтора. Особенно важно, что­бы ребенок знал, какой тюбик зуб­ной пасты принадлежит только ему. При покупке зубной щетки родите­ли могут предоставить ребенку са­мому выбрать себе красивую   щет­ку,  ручка которая будет украшена героями из сказок.Важно отметить, что родители должны проверять, сколько зубной пасты ребенок выдавливает из тю­бика на щетку. Считается, что дос­таточное количество выдавленной зубной пасты должно быть разме­ром с горошину. Малое количество зубной пасты не будет оказывать на зубы противкариозный  эффект. При выдавливании на щетку большого количества пасты, ребенок будет ее просто проглатывать. Кроме того, родители должны   держать зубную пасту в таком месте, где ребенок не сможет добраться до нее, потому что некоторые дети склонны поедать ее.

Чистить зубы ребенку родители должны сами 2 раза в день в тече­ние 3 минут. Для этого лучше ис­пользовать песочные часы, которые подскажут время окончания чистки зубов. Зубы чистить лучше всего ве­чером перед сном и утром после завтрака (чтобы зубной налет и ос­татки пищи не оставались длитель­ное время в полости рта).Можно ребенку использовать и механическую зубную щетку. Специ­альное механическое   устройство с вибрацией может сделать ежеднев­ный уход за зубами   для некоторых детей интересным.

В более старшем возрасте (после 6 лет), когда ребенок сможет чистить зубы самостоятельно, родители должны только контролировать пра­вильность чистки зубов. В настоя­щее время   выпускаются специаль­ные таблетки, которые дают ребен­ку, после того как он почистит зу­бы. Он должен прожевать таблетку. Если он почистил недостаточно тща­тельно, и на зубах остался местами зубной налет, то эти места окрасятся в красный цвет. Тогда ребенку снова придется почистить зубы.

Качество ухода за полостью рта пациентов на приеме проверяется врачом-стоматологом при помощи гигиенического индекса по Федоро-ву-Володкиной.

Гигиенический ин­декс является показателем качества и степени оценки очистки зубов у па­циентов.

Для определения гигиенического индекса окрашивают фронтальную поверхность шести нижних зубов йодисто-калиевым раствором. Оцен­ка индекса производится по пятибал­льной системе. Если отсутствует ок­рашивание поверхности коронки зу­ба, то выставляется 1 балл.

Если окрасилась  1/4 поверхнос­ти коронки зуба - 2 балла.

1/2 поверхности коронки зуба - 3 балла.

3/4 поверхности коронки зуба - 4 балла.

За окрашивание всей поверхнос­ти коронки зуба выставляют 5 бал­лов

В норме гигиенический индекс должен не превышать 1 балл.

Расчет гигиенического индекса осуществляется по формуле: Кср = СУММА К (п) / п, где Кср - общий гигиенический индекс очистки,     К ( п ) - гигиенический индекс очистки

одного зуба, п - количество изучае­мых зубов (обычно 6).

Необходимо подчеркнуть, что большинство детей чистят зубы неп­равильно.  Поэтому задача врача-сто­матолога научить как правильно их чистить. В настоящее время предло­жено много методов чистки зубов. Мы предлагаем   использовать упро­щенный вариант стандартного мето­да очистки зубов, который   предло­жил швейцарский профессор Марталер. Он основан на том, что вначале очищается жевательная,  а потом вес­тибулярные и оральные поверхнос­ти.Щетку устанавливают на жева­тельную поверхность верхних пра­вых моляров, делают 10 движений и перемещают щетку по дуге верхней челюсти от премоляров до левых моляров. После этого щетку ставят на жевательную поверхность ниж­них моляров левой стороны и пос­ледовательно достигают моляров правой стороны нижней челюсти

Затем очищают вестибулярные поверхности   моляров правой сторо­ны. Зубы смыкают, устанавливают щетку на вестибулярной поверхнос­ти и делают вертикальные  зигзаобразные   движения (до 10 на одном участке) с одинаковым усилием при движении вверх и вниз, при этом захватывают зубы верхней и нижней челюсти. И щетку продвигают до левых моляров.

При очищении оральных поверх­ностей рот должен быть широко открытым, головку щетки ставят на небную поверхность верхних зубов моляров правой стороны. Ручка щет­ки при этом располагается почти вертикально. Короткими вертикаль­ными движениями (до 10 движений с равным усилием при движении вверх и вниз на каждом участке) продвигаются по небным поверхнос­тям зубов верхней челюсти от пра­вых моляров до левых моляров.

Потом головку щетки ставят на язычную поверхность нижних моля­ров левой стороны (ручка при этом смотрит вверх)и таким образом проходят до язычной поверхности нижних правых зубов.

Важно отметить, что зубную щет­ку до и после употребления следует вымыть с мылом и хранить ее в на­мыленном виде. Через каждые 3-4 месяца зубную щетку необходимо менять, так как она теряет свои очи­щающие свойства, а щетинки - элас­тичность.

После еды, когда зубная щетка недоступна, можно для очищения зу­бов использовать жевательную ре­зинку, не содержащую сахар. Она стимулирует слюноотделение и ме­ханически очищает полость рта. Од­нако   эффект от использования же­вательной резинки ниже, чем эффект чистки зубов щеткой и, к тому же, он быстро исчезает после прекращения жевания. Поэтому полностью заме­нить чистку зубов эти средства не могут.

После прорезывания первых постоянных коренных зубов, роди­тели должны приучать ребенка (пе­ред вечерней чисткой зубов) к ежед­невной чистке межзубных проме­жутков с помощью зубных флоссов. Зубная нить предназначена для удаления налета и остатков пищи с контактных и поддесневых  участков зуба. Необходимо отметить, что ис­пользование зубных нитей снижает прирост кариеса на контактных по­верхностях на 30-35 %.

Зубные нити изготавливаются из искусственных волокон  округлой или плоской формы. Они могут иметь различный диаметр,   форму сечения, быть вощенными и не во­щенными. Могут быть пропитаны растворами фторидов или других лекарственных препаратов и иметь различный вкус и запах.

Мы рекомендуем проводить чист­ку межзубных промежутков зубной нитью по следующей методике:

Свободный конец нити накручи­вается на средний палец.

Затем отрезается нить длиной 40-50 см и накручивается   на дру­гой средний палец.

Большими пальцами руки натя­гивается   нить.

Затем, держа зубную нить натя­нутой, оставив 1,5 см, вводят   ее между зубами и десневым сосочком к свободному краю коронки зуба, очищая его боковую поверхность.

Если зубы имеют выраженный экватор, то рекомендуется делать боковые движения и повторять такие движения в каждом межзубном про­межутке.

Родители детям до 7-8 лет долж­ны чистить межзубные промежутки сами. Для родителей, которые про­водят чистку зубов ребенка, разра­ботаны держатели нити.

Чистить зубы детям нужно сидя позади него. Ребенок может стоять или опуститься на колени, положив голову на колени родителя. Дети могут меньше сопротивляются, если родители будут чистить им зубы нитью перед телевизором, включив детскую передачу.

Однако гигиена, осуществляе­мая только пациентом, еще недоста­точна для поддержания хорошего состояния полости рта. Поэтому кроме индивидуального ухода долж­на осуществляться и   профессио­нальная гигиена, которая проводится врачом-стоматологом при посещении ребенком стоматологического уч­реждения

Для предотвращения кариеса на жевательной поверхности  проводит­ся не только чистка зубов фторсодержащими  пастами, но и запечатыва­ние фиссур с помощью герметиков, так как жевательные поверхности зубов относятся к группе риска. В узких и глубоких бороздках образу­ется кариес быстрее, поскольку эмаль на дне тонкая. Герметизация фиссур предохраняет детскую незре­лую эмаль от поражения кариесом. Установлено, что герметизация фис­сур дает лечебный эффект до 90 %. Исследования показали, что способ­ность герметиков удерживаться на зубах сохраняется в течение 15 лет. Такой метод профилактики исполь­зуется в мировой практике достаточ­но давно, что уже привело к значи­тельному снижению кариеса в разви­тых странах.

Кафедра стоматологии ФУВ МО­НИКИ рекомендует родителям про­водить запечатывание фиссур детям после прорезывания молочного зуба, и начиная с 6 летнего возраста пос­ле прорезывания постоянного зуба.

    Если родители не будут соблю­дать гигиену полости рта у ребенка, то после прорезывания зубов может развиться кариес. Известно, что у ребенка, особенно младшего возрас­та, повышена психоэмоциональная возбудимость, и они не соглашают­ся на лечение зубов с помощью бор­машины и проведение местной анестезии. С этой целью на кафедре стоматологии применяются атравматичные методы обработки зубов, та­кие как химико-механический метод, разработанный шведскими учены­ми. Препарат - бесцветная жидкость, состоящая из трех аминокислот низкой концентрации и гипохлорит натрия, выпускается в 2-х шприцах и смешивается перед применением, образуя гель. Гель вносится в кари­озную полость на 30 секунд.

Происходит избирательное взаи­модействие с денатурированным коллагеном, что делает кариозный дентин мягче. Для удаления (путем выскабливания) предварительно раз­мягченного пораженного дентина ис­пользуют специальные инструмен­ты, в набор входит 5 инструментов.

У этих инструментов острый край рабочей части и тупой режу­щий угол, что увеличивает площадь соприкосновения с обрабатываемой поверхностью зуба и облегчает конт­роль над процессом удаления пов­режденного дентина. Размягченный дентин удаляется до тех пор, пока врач-стоматолог не почувствует кре­питацию. Затем, после обработки полости зуба специальным препаратом, ее закрывают времен­ной пломбой. Через 10-15 дней про­изводится окончательная обработка кариозной полости и зуб пломбиру­ется. Для восстановления использу­ется светоотверждаемый материал. Химиоотверждаемые материалы у детей мы не применяем из-за дли­тельного периода времени их отве­рждения.

При восстановлении зубов вре­менных моляров мы применяем технологию профилактического пломбирования. В этом случае плом­бировочный материал располагается не только в области дефекта, но и в области здоровых  фиссур.

Осложненные формы кариеса в раннем детском возрасте (дети до 3-летнего возраста) рекомендуем ле­чить под общим обезболиванием.

Обучение
Терапевтическая стоматология
Детская стоматология
Ортопедическая стоматология
Пародонтология
Научная работа
Ортодонтия
г. Москва,
Земляной вал 14/16
kafedra_stom@inbox.ru
8 (495) 917 99 36;
© 
Факультет усовершенствования
врачей МОНИКИ. Кафедра
стоматологии
Юридическая информация
создание сайтов - Webis Group